ЛЮЦИФЕР В ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
"В период между Эриугеной и Ансельмом, когда теология не могла добавить к понятию дьявола ничего нового, изобразительное искусство и литература выражали и актуализировали этот образ. История изобразительного искусства четко не вписывается в историю концептов, поскольку искусство не всегда тесно взаимодействует с другими способами выражения. Художники часто делают выбор на основе эстетических, а не теологических или символических соображений; они могут, например, изображать Люцифера в определенном цвете или определенной позе, основываясь скорее на требованиях композиции, чем на требованиях культа. Изображения Люцифера сохранились только начиная с VI века; до сих пор данный факт является непонятным. Самым ранним свидетельством может быть мозаика в Сан Аполлинаре Нуово в Равенне, датируемая около 520 г. Христос вершит суд; по его правую руку стоит красный ангел, под которым собраны овцы, а по левую руку находится сине-фиолетовый ангел с козлищами. Рукопись VI века, "Евангелия Раббулы", содержит рисунок, на котором Христос изгоняет дьявола (или демонов) из одержимого. До IX века изображения дьявола были очень редки, но с этого времени их количество и разнообразие быстро увеличивалось. Причинами этого быстрого роста были популярность гомилий и жития святых, в которых силы зла играли видную роль.
читать дальшеВ искусстве раннего Средневековья не существовало четкого различия между дьяволом и его демонами, а ад иногда также изображался как действующее лицо, подобно дьяволу. Смерть тоже часто персонифицировалась, однако обычно с явными отличиями от Люцифера. Дьявол часто появлялся в сценах изгнания демонов Христом или апостолами, падения ангелов с небес или их изгнания Михаилом, Даниила в львином рве и его победы над драконом Вила, искушения Адама и Евы, искушения Христа, смерти Иуды, схождения в ад и Страшного Суда (или суда над отдельными умершими людьми). Некоторые персонажи Ветхого Завета, такие как Фараон и Голиаф, были символами Сатаны, а повести о Ионе и Иове предлагали иные возможности его изображения. Не описывалось его создание Богом, его не показывали при вызванном им распятии Христа: некоторые моменты представлялись слишком священными, чтобы осквернять их изображением Дьявола.
Дьявол в человеческом или человекообразном виде появился в VI веке и господствовал в период с IX по XI век. Другая форма, популярная с VI века, - худое, безобразное существо, которое Бренк называл eidolon (идол), а я буду называть чертом. Звериный или чудовищный облик появился в XI веке, возможно, благодаря монастырской реформе с ее возвращением к уставам отцов-пустынников. Категории определены неотчетливо, и многие изображения дьявола частью человекообразны, а частью зверины. Человекообразный дьявол изображался стариком в тунике, с коротким хвостом, изящными и мускулистыми ногами, человеческими волосами и лицом; или большим, голым, черным, мускулистым мужчиной с человеческими руками, но когтистыми ногами и хвостом; или великаном с человеческими чертами; или человекообразным ангелом в белых одеждах с крыльями и волосами до плеч. Дьявола редко изображали в облике женщины. Дьявол был обычно обнажен, хотя иногда с набедренной повязкой; часто он был волосат. Рукопись XI века изображает человекообразного дьявола, близкого к звериному облику: большой и черный, с круглыми белыми глазами, бычьими ушами, коротким хвостом, когтистыми ногами и короткими рогами. Черти худы, наги, черны и уродливы. Рукопись X века из Амьена показывает худого нагого черта с головой быка, длинными волнистыми волосами, птичьими крыльями и когтистыми ногами. В иллюстрациях древнеанглийских кэдмонских поэм начала XI века ангелы, павшие с небес в пасть ада, становятся маленькими черными иссохшими чертями с маленькими крыльями и хвостами - за исключением Люцифера, сохраняющего человеческий облик, хотя и с огненными волосами и хвостом.
Зверообразные и монструозные демоны обычно следовали формам, предлагаемым Писанием, теологией и фольклором, таким как змеи, драконы, львы, козлы и летучие мыши. Однако часто кажется, что художники выбирали формы на свой вкус: демоны с человеческими руками и ногами, заросшие волосами и со звериными лицами и ушами; демоны с ужасными, отвратительными лицами или с ввалившимися глазами и морщинистой кожей; демоны с человеческими телами, кожей ящерицы, обезьяними головами и лапами. Символизм должен был показывать, что дьявол лишен красоты, гармонии, реальности и структуры, хаотично меняя свои образы, и что он является искривленным, безобразным искажением того, чем должна быть ангельская или даже человеческая природа. Дидактической задачей было устрашение грешников угрозой адских мучений. Звериные формы врагов означали их отклонение от ангельского достоинства и отсутствие, как у зверей, осознанной цели. Среди придаваемых им обычных звериных черт были хвосты, звериные уши, козлиные бороды, когти и лапы (рога, прежде не такие распространенные, стали стандартом к XI веку).
У дьявола часто были крылья, и в раннее Средневековье его крылья часто были покрыты перьями, как крылья птиц или ангелов, в отличие от крыльев летучих мышей, которые он стал носить начиная с XII века. Крылья появляются у человекообразных и зверообразных демонов и становятся стандартным атрибутом чертей2. У человекообразного дьявола были прилизанные, темные волосы, но по мере его превращения в монстра его волосы становились заостренными или snakey. Причина появления всклокоченных, заостренных или огненных волос неясна. Это может отражать адское пламя, хотя пламя и огонь также могут представлять эфирную природу ангелов, или это может происходить от слипшихся всклокоченных волос варваров, использовавших это для устрашения врагов. Другими характеристиками были пылающие глаза, блюющие рты, длинные и тонкие руки и ноги, жирные тела и длинные крючковатые носы; последняя черта отвратительно сочеталась с расистскими стереотипами для демонизации евреев в искусстве позднего Средневековья. Иногда Люцифера изображали связанным в аду, в то время как его слуги-демоны мучают трезубцами и вилами проклятых. В самых ранних картинах, как в Сан Аполлинаре Нуово, дьявола иногда снабжали нимбом или сиянием, в этом контексте отражающим скорее власть, чем святость.
Обычно дьявол был черным, но иногда также синим или фиолетовым, так как он был составлен из темного, плотного воздуха нижних слоев, в противоположность добрым ангелам, созданным из эфирного огня и поэтому имеющим красный цвет. Иногда он был коричневым, а часто бледно-серым, цвета болезни и смерти. Его первое ясное появление черным, а не другого темного цвета, засвидетельствовано в штуттгартском псалтыре IX в. Только в искусстве позднего Средневековья он показан красным, цвета крови или адского пламени."